Выемчатая эмаль - заполнение цветной эмалью специальных углублений или выемок. Этот вид техники был широко распространен на территории Руси еще в домонгольский период. Углубления на изделии делают одним из указанных способов: режут штихелем, вырубают зубилом, высверливают, выфрезеровывают, вычеканивают или вытравливают кислотой. Для непрозрачных эмалей дно может оставаться шероховатым, а для прозрачных - быть гладко зачищенным и отшлифованным, так как оно должно отражать проходящие лучи света. Перегородчатая эмаль характеризуется специальными перегородками (стенками) из узких металлических ленточек, вальцованных проволочек или скани, которые припаивают к основе. Эмали представляют собой стекловидный твердый раствор кремнезема, глинозема и некоторых других оксидов, называемых "плавнями". В продажу эмаль поступает в виде плиток, а для эмалирования ее дробят в порошок в стеклянных или каменных ступах. Очень важно, чтобы размер зерен в порошке был одинаковым. Для устранения пыли размолотую эмаль промывают водой.
Размолотую эмаль смешивают с водой и в виде кашицы накладывают узким шпателем на подготовленное место. Желательно обжиг эмали проводить сразу же после ее наложения. Сначала удаляют лишнюю воду, затем изделие просушивают до тех пор, пока порошок не станет сухим, и переносят изделие в электропечь для окончательного обжига. Температура печи должна быть 600-800 °С. Можно использовать и открытое пламя, но греть изделие надо с обратной стороны, чтобы копоть не попала в эмаль и не испортила цвет. Время обжига зависит от типа эмали и температуры. После того как поверхность эмали сделается гладкой и красной, изделие вынимают из печи, осматривают и дают остыть. Затем шлифуют и тщательно промывают. На следующий день эмаль еще раз моют и помещают в печь для устранения шероховатостей от шлифовки. При необходимости изделие можно отбелить в слабом растворе серной кислоты, в квасе или соке клюквы. Оконную эмаль и цветное стекло можно с успехом применять в изделиях, которые смотрятся на просвет: в кованых абажурах, фонарях, светцах, оконных решетках. Замкнутые просветы в изделии заполняют мокрой эмалевой массой, затем просушивают и обжигают. Эмаль сплавляется с металлом и превращается в прозрачное стекло.
Можно эмаль сплавлять не с самим кованым изделием, а со специальными металлическими рамками разнообразных форм, которые вставляются или подвешиваются на изделие. Вместо эмалей кованые изделия можно декорировать и цветными стеклами, используя технологию изготовления витражей. В зависимости от общего рисунка изделия изготовляют цветные стекла необходимых размеров и формы, а затем вставляют в изделие и крепят специальными прижимами. В декоративно-прикладном искусстве России очень широко применялось сочетание металла с драгоценными и поделочными камнями. Украшались доспехи - шлемы и "брони дощатые", рукоятки и ножны кинжалов, мечей и сабель, оклады, различные сундуки и шкатулки. Полудрагоценными камнями издавна украшали различные декоративные кованые изделия. На темном металлическом фоне блестящие, играющие светом камни подчеркивают красоту всего изделия. Граненые или частично обработанные камни могут вставляться в гнезда или подвешиваться в виде гирлянд либо отдельных камней на самок изделии.
Для соединения камня с изделием обычно делают оправу, которая прочно удерживает камень. В качестве оправы для заделки камней используют пластичные металлы, которые оформляют в "глухой каст", т.е. камень по периметру охватывается тонкой полоской металла толщиной 0,2-0,4 мм. Для крепления камня в "гнезде" применяют также сканные и ажурные касты, сканные завитки и просто лапки. Опустив камень в гнездо, начинают постепенно прижимать металл к камню во взаимно противоположных местах, а затем и по всему периметру. В процессе закрепления на касте могут появиться острые кромки, которые при дальнейшей обработке устраняются. В зависимости от задуманной композиции изделия возможны различные способы крепления камней: в гнезде, на ножках, на подвесках и т.д.
Алмазная грань - это огранка стальных шариков со сквозным отверстием размером от 0,1 до 5-8 мм и крепление их "гвоздиками" к поверхности изделия для формирования рисунка. "Алмазные" шарики могли собираться в гирлянды на тонких нитях. Этим видом украшения - "гранеными камениями" - в совершенстве владели тульские мастера XVIII - начала XIX в. Форма гранения была круглой, овальной, грушевидной и другой; число граней - от 16 (простая огранка) до 86 ("королевская" огранка). Для украшения изделия необходимо было изготовить до 30-40 тыс. разнообразных "каменьев". Огранка шариков производится следующим образом. Вначале отковывается стержень необходимого диаметра, затем на наждачном круге полируют необходимое количество граней. После этого протачивают заготовку "на гвоздик", в результате получается ножка. В изделии сверлят отверстия, вставляют "алмазы", а ножки расклепывают. После заполнения поверхности "алмазами" создается эффект сверкания драгоценных камней.