Торгово-промышленная компания

Голосование

Какая продукция Вас интересует?
 

Посещаемость

Rambler's Top100

Советы

О компании
Металлурги Украины испытывают кризис
14.10´2008

В сентябре металлургические предприятия Украины уменьшили выплавку чугуна на 21,3% по сравнению с августом и на 29,5% по сравнению с июлем 2008 г. Производство стали также сушественно уменьшилось — на 22,5% по сравнению с августом и на 32,4% по сравнению с июлем. Как заявил руководитель департамента по вопросам горно-металлургического комплекса (ГМК) «Держзовнішінформ» Владимир Пиковский, в августе физический объем экспорта снизился на 26,5% по сравнению с июлем (июль — 3,08 млн т, август — 2,27 млн т), а денежные поступления сократились на 22,2% (июль — $3,05 млрд, август — $2,37 млрд).

Заместитель министра промышленной политики Украины Сергей Грищенко считает, что августовское и сентябрьское снижение объемов выплавки и экспорта стали — явление сезонное, вопрос только в том, что падение в этом году случилось резкое, глубокое и затяжное. Сегодня 17 доменных печей находятся на капитальном ремонте либо «тихом ходу», из шести мартенов Мариупольского металлургического комбината им. Ильича работает только один. Как сообщил Пиковский, потребители не спешат выходить на рынок в ожидании еще большего падения цен, а часть трейдеров, которые также ожидают еще большего удешевления стальной продукции, поспешно распродают накопившиеся запасы. В нынешних условиях для того, чтобы продавать, нужно максимально снижать цены, и в итоге на рынке остается тот, у кого ниже себестоимость. Сегодня самая низкая себестомость — у китайской стали, а украинская продукция, выпускаемая с большим расходом сырьевых материалов, проигрывает ценовую конкуренцию. В частности, господин Пиковский указал на то, что нынешняя себестоимость тонны жидкой стали на многих украинских заводах равняется рыночной цене товарных заготовок — $520 за тонну. Вертикальная интеграция позволяет уменьшить себестоимость примерно на $150, поэтому наиболее серьезно кризис затронул меткомпании, не имеющие сырьевых активов.

Попав в столь сложные условия, металлурги традиционно обращаются к правительству за поддержкой. Меры, которые предлагается предпринять, новизной не отличаются и касаются всего того, о чем говорится не один год: неповышение (снижение) тарифов на грузоперевозки железнодорожным и морским транспортом, первоочередное ускорение возврата НДС, государственное регулирование цен на руду и кокс и упрощение выдачи лицензий на добычу этих видов сырья. Сегодня, когда наступил полномасштабный кризис, меткомбинатам удалось добиться определенных подвижек, в частности, отмены повышения железнодорожных тарифов в краткосрочной перспективе.

Однако инструментами госрегулирования, имеющимися в распоряжении правительства, разрулить кризис не получится. Тут металлурги страдают от слабой развитости внутреннего рынка. Как показывают данные украинской статистики, внутреннее потребление, в отличие от переменчивой экспортной конъюнктуры, более стабильно, только вот беда в том, что внутри страны потребляется не более четверти всей выплавляемой стали. Усугубляет ситуацию импортозависимость во многих потребительских сегментах, в частности, если бы для легковых автомобилей, ввозимых в Украине в виде машкомплектов, использовался украинский холоднокатаный рулон, Запорожсталь могла бы получать стабильный ежегодный портфель заказов не менее чем на 800 тыс. т.

Очевидно, что у предлагаемых ныне преимущественно компенсаторных мер эффект может оказаться недостаточным. Для того, чтобы серьезно противостоять кризису, нужны более решительные действия, изначально не направленные на то, чтобы компенсировать кому-либо понесенный ущерб. Сюда следует отнести не только то, что рабочие должны будут выйти в отпуска за свой счет, но и то, что некоторым метзаводам придется сменить собственников. Государству, возможно, в тяжкий час придется не только отказываться от налоговых поступлений, но и предоставлять гарантии и финансовую поддержку, скажем, уже развернутым проектам модернизации.

 
« Предыдущая   Следующая »